Cпасет ли красота мир?

Истории неизвестно, кто первый задался вопросом: что такое красота? Но тема эта всегда интриговала человечество.

На заре цивилизации красота понималась функционально: мужчина высокий, здоровый, сильный – будет хорошим охотником, защитником. У женщины большая грудь, широкие бедра – будет много рожать и выкармливать детей. То, что было не функционально, красивым не могло считаться.
И так продолжалось долго. Ещё в Спарте, уже в достаточно цивилизованное время, скидывали со скалы в пропасть некрасивых, с точки зрения спартанцев, а значит непригодных в будущем младенцев.

Но уже в Афинах, Платон, один из создателей античной эстетики, считал красивым то, чем можно любоваться. А чем, в основном, любуется мужчина, даже если он и Платон? Красивой женщиной. Но недаром он был великим философом. Поэтому, отмечая внешние данные объекта любования, он указывал, что истинная красота должна приносить и пользу.

Другой великий философ - Аристотель, рассуждая о красоте, отдавал предпочтение красоте внутренней и связывал это понятие с «добродетелью» и «справедливостью». И считал, что внутренняя красота должна проявляться внешне.

Спустя столетия Иммануил Кант в «Аналитике прекрасного», писал, что красиво то, что нравится всем и ввел понятие «бескорыстного наслаждения» красотой.

А английский философ Дэвид Юмм высказал положение, что «красота вещей существует в воспринимающем их сознании». То есть, понимание красоты совершенно индивидуально и зависит от степени развития, чувствительности и индивидуальных особенностей воспринимающего.

Так что такое красота?
Почему мы из множества объектов в разные времена выбирались различные типы внешности?
Что заставляет нас производить выбор?
Делается это сознательно или же интуитивно?

Изучая принятие окончательного решения индивидуумом о том,что красиво, а что нет ученые установили, что человек фильтрует принятие решения трижды:


А поскольку в разные времена были разные социальные задачи, то и тип красоты, признанный обществом, был разный.

Так, в средние века считалась красивой женщина с плоской грудью, узкими бедрами, выпуклым лбом и жидкими волосами. Глядя на этих созданий, можно отметить в них явные признаки рахита, что очень даже понятно: их модели, жены богатых феодалов, сидели запертые в своих замках, боялись солнца и не ели витаминов. Немалое влияние оказала и религиозная мораль. Моральной нормой считался аскетизм и отказ от плотских наслаждений. Вот и попробуйте предаться пылким плотским наслаждениям с женщиной, страдающей малокровием.

В эпоху Ренессанса, эпоху великих географических открытий и возвращению к идеалам Античности, опять на первое место выходит тело, а душа отступает на второй план. Правда, красавицы Леонардо да Винчи, Джоржоне, Рембранта и Рубенса не имели бы в наше время никаких шансов так называться. Эти дамы бесстыдно выставляли на всеобщее обозрение свой целлюлит, нимало не смущаясь складок на животе и бедрах. Это было время, когда женское начало противопоставлялось мужскому, и в моде было все, что это противопоставление подчеркивало.

И опять, новое время - новые идеалы. Капитализм и буржуазный класс создали свой идеал красоты: женщины – жены, респектабельной леди, отвечающей запросам буржуазного общества.

Красота была самой главной наградой, красота должна была по задумке Ф.М. Достоевского спасти мир.

Но наступил век двадцатый.
На протяжении двадцатого века идеал женской красоты менялся многократно: от девушек- работниц в послереволюционное время, идеальное воплощение этого образа было зафиксировано в знаменитой статуи «Девушка с веслом», которая украшала любой мало-мальский приличный парк в бывшем СССР до агрессивной женственности популярных нынче стерв.

Сегодня в чести юность, загорелое спортивное тело. Все это хорошо! Да только красота перестала быть объектом восхищения. Нынче красота стала торговой маркой.

Женщины хотят соответствовать идеалу. И если раньше надо было мучиться с корсетами, шить изысканные туалеты и делать сложнейшие прически, то теперь: посетил пластического хирурга, накачал силиконом или убрал бедра, грудь, и - красота! А в одежде торжествует свою победу стиль унисекс.

Производство же красавиц поставлено на конвейер. Минимум усилий – максимум результата. Красота перестала быть дефицитом, красота девальвировалась. И, если в прежние века прекрасных дам завоевывали, ради них шли на подвиги и делали открытия, то теперь предпочитают просто... покупать.

Вот и задашься невольно вопросом: а под силу ли будет такой красоте, девальвированной да продажной, мир спасать?

Твой мир » 
   Рейтинг@Mail.ru  
О разработчиках сайта